Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: znak1-pasha   ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР

                   ГОРОД ВЕРЕЯ

 

ИСТОРИЯ ПРЕСТОЛЫ СВЯТЫНИ  ПРИПИСНЫЕ ЧАСОВНИ  РЕКВИЗИТЫ ХРАМА ПРАВОСЛАВВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР г. ВЕРЕИ

Собор Рождества Христова был заложен в старой деревянной Верейской крепости 15 мая 1552 года в честь взятия Казани и в знак отличия верейских ратников под руководством князя Владимира Андреевича Старицкого при штурме города. Летописных известий о постройке церкви не существует. О закладке храма сообщала выполненная на меди храмозданная доска, бывшая, как пишет И.Токмаков, «над дверью храма до пристройки и поновления». Она являллась копией другой, более ранней храмозданной доски, «выполненной на камне обронными буквами». Надпись гласила: «БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ПРЕОСВЯЩЕННОГО МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ ВСЕЯ РОССИИ ЗАЛОЖЕНА БЫСТЬ СИЯ ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГА ИСПАСАНАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА В ЛЕТО 7060 (1552) МАЯ 15 дня ПРИ ДЕРЖАВЕ БЛАГОВЕРНАГО ЦАРЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ИОAННА ВАСИЛЬЕВИЧА ВСЕЯ РОССИИ ПОВЕЛЕНИЕМ ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА АНДРЕЕВИЧА И МАТЕРИ ЕГО БЛАГОВЕРНЫЯ КНЯГИНИ ЕВФРОСИНЬИ».

Дата окончания строительства и освящения собора остается неизвестной.

Храм был заложен по указанию царя Иоанна Грозного и не единожды им посещался. Церковь неоднократно ремонтировалась и достраивалась, при этом облик ее несколько менялся. В исторических источниках собор Рождества Христова упомянут в Писцовой книге 1625 г.: « ... а в осыпи соборная церковь Рождества Христова каменна с приделы, а в церкви образы, и книги, и ризы, и всякое церковное строение государево ... » Указание на «приделы» говорит о многопридельном храме и позволяет предполагать оригинальную внутреннюю его архитектуру, а именно, собор с приделами «в полатях».

По дошедшим до нас литературным данным, церковь капитально реставрировалась в 1701 г., была заново освящена, и по ходатайству жителей города ее священником был назначен иерей Василий Григорьев. 18 марта 1729 года соборный протопоп Василий Григорьев с прихожанами подал «доношение» в синодальный Казенный приказ, в котором писалось: «Соборная церковь Рождества Христова изстари построена и обветшала, также на четыре стороны разселась, да в той же церкви два престола вверху и внизу запустели изстари от литовского разорения. Нужны новые престолы утвердить: вверху - престол во имя Пресвятой Богородицы Владимирской, а внизу - во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, и о том указ выдать». В мае того же года императором и Святейшим Синодом бьшо дано разрешение на восстановление церкви. Храм был отстроен в старом виде. После перестройки, 23 сентября 1734 года выдан указ об освящении двух возобновленных приделов, их расположение «вверху» и «внизу» подтверждает предположение о том, что храм был выстроен Старицкими «с полатями». В результате реконструкции собор был разделен на два этажа.

Перестройка 1730-х г.г. была первой капитальной перестройкой собора.

Вторая, не менее грандиозная, произошла около 1802 г. При этом были пристроены трапезная и колокольня, что изменило весь внешний облик храма. О других многочисленных, но малозначительных ремонтах, подробных сведений нет. Один из таких ремонтов произведен в 1693 году. В этом году в г. Верею «ко освящению церкви Рождества Христова» выдавался антиминс. Есть предположение, что поводом к обновлению церкви послужила реконструкция иконостаса (в 90-е годы ХУП в. по всей стране взамен древних интенсивно сооружались новые барочные иконостасы). Стены собора хранят вырубленные в них вертикальные пазы от тяблового иконостаса.

После 1812 г. возобновлялись соборные иконостасы. В это время в соборе было уже три придела. Третий - Никольский был устроен в той же трапезной нижнего храма. Поскольку в древнем храме (об этом ниже) было не два, а три изначальных придела, придел Николая Чудотворца мог появиться в соборе еще при Старицких. Согласно местному церковному преданию, храмовая Чудотворная икона Владимирской Богоматери с Николаем Чудотворцем на обороте явилась детям плывущей по реке Протве вскоре после польского разорения и была принесена ими в собор. Считается, что верхняя церковь Владимирской Богоматери была  устроена в честь нее. Однако, из доношения 1729 года мы знаем, что придел Владимирской Богоматери был старинный, а явленная после поляков икона - старинной выносной иконой самого собора. Наличие на обороте образа Николая Чудотворца позволяет надеяться, что придел его имени в соборе тоже был издревле. Икона Владимирской Богоматери была местной святыней вплоть до погрома 30-х г.г. хх в. И стояла наверху, в церкви своего посвящения, в особом киоте.

Другой древностью собора Рождества Христова, исчезнувшей в 30-е г.г., были резные царские врата нижней церкви. Они пережили все ремонты и поновления и могли также относиться ко времени князей Старицких. Стены обоих этажей собора были украшены фресковой живописью веницианского стиля, принадлежавшей кисти известных художников того времени. В восьмигранном куполе был изображен Господь Саваоф, окруженный ликами Херувимов и верховных Архангелов, на гранях - истребление идолопоклонства, исцеление Иисусом Христом слепого, изгнание из Иерусалимского храма торгующих, прощение приведенной к Иисусу грешницы. Под ними, с правой стороны - избиение Вифлеемских младенцев Иродом, несение Креста, с левой стороны - хождение по водам апостола Петра и убиение святого Стефана. На западной стене по сторонам входа ¬Всемирный потоп. Отмечаются прекрасно выполненные лики настенной иконописи. В нижнем храме на поддерживающих низкие своды круглых столбах - изображения великих святых. В настоящее время эти росписи утрачены, сохранились лишь фрагменты фресок в куполе второго этажа. Иконостасы верхнего и нижнего храмов устроены заново после 1812 г., за исключением упоминавшиxся выше старинных резных царских врат нижнего храма. Местные иконы все в серебрянных ризах. В верхнем этаже иконостас украшали шесть золоченых коринфских колонн. Иконы второго и третьего яруса бьши подновлены, фон на них вызолочен.

Над царскими вратами - изображение великого Голгофского события.

Распятый Спаситель изображен в барельефе, справа скорбящая Богородица со святыми женами, Пилат на коне, слева - Иоанн Богослов и Лонгин Сотник, В глубине - два распятых разбойника. Подобное изображение в уменьшенном виде было и над входом в трапезную. С правой стороны ¬картина Страшного Суда. В верхнем храме, у левого клироса, в богатом золоченом киоте находилась упоминавшаяся выше Владимирская икона Божией Матери. Под иконой на медной доске бьшо записано предание о ее явлении. Рядом с Владимирской стояла икона с изображением всех святых, празднуемых в течение летнего полугода, написанная в чисто греческом стиле. В нижней части иконы врезано несколько серебряных и золоченых крестов с мощами святых. Подобная икона, только со святыми, празднуемыми в продолжение зимнего периода, находилась в нижнем зимнем храме.

В 1815 г. в соборе был погребен герой войны 1812 г. генерал И.С.Дорохов.

В трапезной нижнего храма стоял памятник за железной решеткой с надписью на чугунной плите следующего содержания: «ПОЧТЕННЫМ ЖИТЕЛЯМ ГОРОДА ВЕРЕИ: ЕСЛИ ВЫ СЛЫШАЛИ О ГЕНЕРАЛЕ ДОРОХОВЕ, КОТОРЫЙ ОСВОБОДИЛ НАШ ГОРОД ОТ ВРАГА ОТЕЧЕСТВА НАШЕГО, ПОЧТЕННЫЕ СООТЧЕСТВЕННИКИ, ТО, ОЖИДАЯ ОТ ВАС ЗА СИЕ ВОЗДАЯНИЕ; ДАТЬ МНЕ ТРИ АРШИНА ЗЕМЛИ  ДЛЯ ВЕЧНОГО МОЕГО УСПОКОЕНИЯ ПРИ ТОЙ ЦЕРКВИ, ГДЕ Я ВЗЯЛ ШТУРМОМ УКРЕПЛЕНИЯ НЕПРИЯТЕЛЯ, ИСТРЕБИВ ЕГО ПОЛНОСТЬЮ, И ЗА ЧТО ДЕТИ МОИ БУДУТ ВАМ БЛАГОДАРНЫ». И подпись: «ГЕНЕРАЛ ДОРОХОВ». На надгробной плите были изображены золотой клинок и рукоять меча.

В 1924 г. Храм был  закрыт и разорен. Еще раньше, в 1918 г. было осквернено и разорено захоронение И.С.Дорохова.

По одной из версий, 16 августа 1918 г. в Верее шумел митинг красноармейцев, отправлявшихся на борьбу с белочехами. Единогласно постановили снести памятник царскому генералу. В подклет Рождественского собора вошла группа вооруженных людей. Они отодвинули и сбросили на пол тяжелую надгробную плиту, вскрыли крышку гроба и застыли от удивления: в генеральском мундире перед ними лежал как бы спящий человек. Но едва один из осквернителей дотронулся рукой до золотого эполета, как одежда и высохшие ткани тела рассыпались в прах, обнажив кости человеческого скелета. Останки генерала были выброшены с высокого откоса над Протвой. Ночью, как передает молва, два пожилых верейских жителя собрали останки Дорохова и тайно их захоронили.

Неоднократные попытки реставрации Христорождественского собора, которые предпринимались в послевоенный период, до конца не доводились. В настоящее время храм сильно обветшал и находится n аварийном состоянии.

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

В 1999 году начались восстановительные работы силами администрации Наро-Фоминского района, предприятий г. Вереи и благотворителей. Состоялось учредительное собрание прихожан и была образована приходская община. 25 сентября 1999 г. во время расчистки бывшего склепа Дорохова из-под слоев мусора были извлечены части человеческого скелета, фрагменты генеральского мундира, эполет, пояс, детали гроба и эфес сабли. Была изготовлена гробница, и найденные останки были торжественно перезахоронены. До конца 1999 г. был проведен ремонт нижнего храма собора, он был приготовлен для совершения Богослужений.

Накануне великого юбилея 2000-летия Рождества Христова, в морозный день 26 декабря, состоялась торжественная служба, которую совершил Высокопреосвященнейший Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Это была первая Божественная литургия, совершенная архиерейским чином после закрытия собора в 1924 году. В этот же день состоялось торжественное перезахоронение останков генерала И.С. Дорохова. По благословению Владыки Митрополита один из приделов нижнего храма посвящен священномученику Илариону, архиепископу Верейскому, ковчег с частицей мощей которого находится сейчас в Христорождественском соборе, рядом с восстановленной гробницей генерала Дорохова. В декабре 2000 г. были освящены и зазвучали колокола, пожертвованные благотворителем храма Г.П.Крючковым.

Х Х Х

Главный престол собора освящен в честь Рождества Христова (в нижнем храме). Там же обустроен придел во имя священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. В верхнем храме в будущем будет три придела: главный - в честь Владимирской иконы Божией Матери; в трапезной части - во имя святителя Николая и свв. первоверховных апостолов Петра и Павла.

Храмовые святыни: рака с частицей мощей священномученика Илариона Верейского, икона с частицей мощей преподобного Варнавы Гефсиманского, древняя икона святой великомученицы Параскевы Пятницы в часовне святой Параскевы.

Приписные часовни: великомученицы Параскевы Пятницы ( на Советской площади г. Вереи) и деревянная - в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» (в пансионате «Акварели»).

25 февраля 2011 года Указом .№ 674 Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, настоятелем Христорождественского собора г. Вереи назначен игумен Дионисий (Партин).

Адрес собора: Московская область, Наро-Фоминский район, г. Верея, пл.

Карла Маркса, д. 2, телефон: (496) 346-70-83

 

Hosted by uCoz